Форсуночное увлажнение воздуха для музеев

Хранение музейных экспонатов, картин, старинных книг и документов требует соблюдения определенных параметров микроклимата. При игнорировании данных требований ценные предметы могут быстро повреждаться и деформироваться, утрачивая свой первозданный вид и привлекательность, при этом увеличиваются затраты на трудоемкую реставрацию. Какие факторы влияют на сохранность музейных экспонатов и как защитить культурно-исторические ценности от вредных воздействий микроклимата? В данной статье мы расскажем, зачем поддерживать в музее оптимальные параметры микроклимата, какие требования к нему предъявляются, а также рассмотрим преимущества использования форсуночных систем увлажнения.

Форсуночное увлажнение воздуха для музеев на основе увлажнителя воздуха Liechty

Почему важно поддерживать влажность воздуха в музеях и частных галереях

Бережное и долговременное хранение музейных экспонатов требует поддержания следующих параметров микроклимата: оптимальной температуры и относительной влажности воздуха с возможностью их точного измерения в реальном времени. Материалы, из которых изготовлены ценные предметы, – дерево, бумага, ткань, кожа и т. д. – способны хорошо впитывать влагу из воздуха и отдавать ее обратно в пространство при низкой влажности. При стремлении сравняться с параметрами окружающей среды изменяется относительная влажность данных материалов – степень насыщенности водяными парами. Вместе с этим меняются и свойства материалов, что неизбежно губительно сказывается на их целостности и внешнем виде. Именно перепады влажности являются наиболее губительными – под их воздействием может происходить изменение формы экспонатов (например, изменение объема вследствие влагопотери).

Это приводит к следующим негативным последствиям для экспонатов:

  1. физическим – деформации, возникновению пузырей, трещин;
  2. химическим – выцветанию красок, коррозии, изменению структуры;
  3. биологическим – воздействию грибов или бактерий.

Предметы неравномерно меняют размер, становятся хрупкими, мутнеют, рассыхаются. Повышается процент взаимодействия с загрязняющими субстанциями. Также из-за колебаний параметров микроклимата в музеях или галереях постепенно портятся не только сами экспонаты, но и остальные детали интерьера, включая мебель, напольное покрытие и отделку. Таким образом, перепады влажности приводят к преждевременному разрушению музейных ценностей.

На относительную влажность воздуха внутри помещения влияют внешние факторы – климатические и погодные условия. В определенных регионах (например, в центральной и северной России) колебания показателей отличаются большой амплитудой. Летом возрастает температура, зимой она снижается, а в отопительный сезон из-за разницы температур сильно падает относительная влажность в помещении. На микроклимат внутри помещения влияют не только сезонные колебания, но и резкое изменение погодных условий. Параметры могут значительно меняться даже в пределах одного часа. Возможно, вы сталкивались с тем, что в ливень некоторые музеи временно закрываются и не принимают посетителей. Это делается с целью предотвращения переувлажнения и нанесения вреда чувствительным экспонатам.

Из вышеперечисленных параметров подробнее разберем, как добиться необходимого уровня относительной влажности, как его точно регулировать и поддерживать, а также почему форсуночное увлажнение подойдет для этих целей наилучшим образом.

Нормы и требования к температурно-влажностным показателям в музеях

В музейных комплексах хранится множество предметов с различными свойствами, более того в крупных музеях имеются помещения различного назначения: выставочный зал, картинохранилище, реставрационные комнаты и т.д. Интенсивность воздействия на них окружающей среды и требования к содержанию зависят от следующих факторов:

  • материалы изготовления экспонатов;
  • среда, из которой был извлечен экспонат;
  • состояние предмета на момент размещения в музее.

В приказе №827 от 23 июля 2020 г. Министерство культуры РФ утвердило правила хранения музейных предметов. В соответствии с ними для большинства материалов необходимый диапазон влажности составляет 40 – 60%, а температуры – 16 – 25°С. Один универсальный режим для всех материалов установить невозможно, поэтому более конкретные показатели подбирают в соответствии со свойствами экспоната. В музеях и галереях особое внимание должно уделяться точному измерению уровня влажности и контролю за ним, и в этом может помочь не что иное, как мультизональная система увлажнения Liechty.

В приложении к правилам приводится классификация предметов исходя из их чувствительности к относительной влажности (RH).

  1. С низкой чувствительностью к RH – керамика, гипс, камень, мозаика, а также монументальные деревянные скульптуры.
  2. С необходимым средним диапазоном 40 – 55% – органические материалы: живопись на холстах, текстиль, документы, кости, иконы, восточный лак, эмали.
  3. С необходимым низким уровнем RH (ниже 40%) – сахар, археологическое железо, сплавы меди и свинца, металлы, подвергающиеся коррозии.
  4. С необходимым уровнем влажности от среднего до низкого (20 – 40%) – фотоколлекции (кроме содержащих нитроцеллюлозу), сланец, пористые камни.
  5. Требующие постоянной средней влажности – кожаные переплеты, пергамент (в том числе живопись на нем), шелковые ширмы и свитки.
  6. Требующие постоянно низкой RH (менее 35%) – египетские мумии и погребальные портреты, разрушающиеся эмали.

Преимущества форсуночного увлажнения для музеев

Формирование комфортного микроклимата для музеев представляет собой комплекс задач, которые невозможно решить с помощью установки стандартных бытовых устройств. По сравнению с такими приборами, как канальные, паровые или ультразвуковые, форсуночная система увлажнения для музея обладает важными преимуществами.

  1. Мультизональность. Оборудование Liechty позволяет установить разные параметры для нескольких помещений или в одном помещении большого объема создать несколько подзон увлажнения. И наоборот, при необходимости можно объединить несколько помещений в одну зону с установкой общего уровня относительной влажности. Эта гибкость систем увлажнения Liechty избавляет собственника музея от необходимости устанавливать множество увлажнителей, в том числе по несколько приборов в одном зале. Одна система Liechty может создать индивидуальный уровень влажности в 12 зонах.
  2. Автоматизация. Система подключается напрямую к водопроводу, дренажу и электроэнергии. Водоподготовка, подача воды в магистраль и распыление происходят автоматически. Следовательно, постоянного внимания со стороны персонала (в том числе в нерабочее время) не требуется.
  3. Точность и удобное управление. Система Liechty позволяет в реальном времени измерять актуальный уровень влажности воздуха, включать и отключать форсунки в случае, когда это требуется, своевременно контролировать заданные параметры влажности и легко их изменять. Например, встроенный гигростат измеряет влажность в картинной галерее и передает актуальные данные на центральный модуль, который включает / отключает форсунки по необходимости.
  4. Гигиеничность. Перед распылением вода внутри системы подвергается многоступенчатой фильтрации, в ходе которой избавляется от солей, механических примесей, органических соединений и микроорганизмов. Кроме предварительной фильтрации, в центральном модуле Liechty установлена система двухступенчатого обратного осмоса, а также объемная УФ стерилизация. Материал внутреннего слоя – тефлон, исключающий и не накапливающий биопленки. Циркулируя по кольцевой магистрали, вода, которая не была распылена в помещение через форсунки, возвращается в бак для повторной УФ дезинфекции. Чистота распыляемой воды в системах Liechty удовлетворяет высочайшим гигиеническим стандартам. Кроме того, благодаря тонкой очистке исключено образование белого налета на предметах искусства, мебели и прочих поверхностях. Маленький размер капель обеспечивает подавление пыли в помещениях.
  5. Адиабатическое увлажнение. Испарение воды происходит естественным образом, без нагрева. Это придает воздуху свежесть и плавно понижает его температуру. В отличие от паровых увлажнителей, в форсуночной системе отсутствуют нагревательные элементы. Работа оборудования не требует дополнительных затрат электроэнергии, что особенно актуально для больших объектов, где требуется увлажнение.
  6. Скрытый способ монтажа. Коммуникации системы монтируются в запотолочном пространстве, не нарушая интерьера зала. Трубкам можно придавать практически любую удобную для установки форму без риска их повреждения. Основные блоки размещаются в подсобных помещениях, недоступных для посетителей. Заметными остаются только форсунки и пульты управления, которые из-за малых размеров не привлекают к себе внимания.
  7. Независимость от приточно-вытяжной вентиляции. В отличие от других типов оборудования для увлажнения, система форсуночного увлажнения воздуха Liechty для музея устанавливается независимо от других инженерных систем – кондиционирования или вентиляции.
  8. Простота обслуживания и долговечность. Благодаря высококачественным материалам техническое обслуживание, как правило, не чаще, чем один раз в два года, а благодаря формату Service at Place of Use оборудование Liechty может обслуживаться на месте. При этом срок эксплуатации оборудования без снижения качества работы составляет более 10 лет.

Единственным минусом систем Liechty можно считать их относительно высокую стоимость. Но это полностью компенсируется результатом и окупается снижением затрат на реставрацию экспонатов, стоимость которой может во много раз превосходить стоимость системы увлажнения Liechty. Кроме того, оборудование Liechty весьма энергоэффективно и позволяет задействовать минимум человеческих ресурсов для обслуживания.

Таким образом, форсуночное увлажнение воздуха Liechty является эффективным, безопасным и долговечным способом мониторинга и контроля микроклимата в музейных комплексах и частных галереях.

Наши контакты Liechty
  • +7 (495) 129-00-81
  • 123290, г. Москва, БЦ «Магистраль Плаза», 1-й Магистральный тупик, 5А
  • Пн – Вс: с 09:00 до 21:00